• В 2009 году было принято правительственное постановление № 643, которое определяет, как регулируются тарифы на услуги нашего железнодорожного монополиста – госкорпорации РЖД. Для отечественных грузоотправителей и логистических компаний – данное постановление есть альфа и омега; Калевала, Старшая Эдда и Бхагават-Гита в одной обложке, ведь его формулировки непосредственно влияют на деятельность предприятий отрасли.

  • Недавно Федеральная антимонопольная служба подготовила свой вариант постановления № 643. Об этом сообщила газета «КоммерсантЪ» со ссылкой на проект изменений с комментариями участников рынка грузовых железнодорожных перевозок и бизнес-ассоциаций. Сквозь скупые строчки экспертных оценок то и дело прорываются разные эмоции: от одобрения до легкого недоумения и даже возмущения.

    Вникая в нехитрую философию проекта антимонопольного ведомства, стоит отметить, что предложения ФАС, по сути, сводятся к тому, чтобы с одной стороны расширить свои полномочия в этой области, а заодно и поднадзорного ОАО РЖД, наделив его дополнительными возможностями.

    Так, например, полномочия по определению экономически обоснованных затрат в отношении грузовых и пассажирских перевозок в дальнем следовании железнодорожным транспортом общего пользования, ФАС оставил исключительно за собой, предлагая заменить формулировку действующей редакции «органы регулирования» на «ФАС».

    В своих предложениях антимопольщики последовательно проводят линию на долгосрочное регулирование тарифов. На первый взгляд, данный шаг можно расценить, как позитивную попытку установить правила игры на перспективу. Но некоторым отраслевым экспертам эта попытка пришлась не по душе. И вот почему.

    У РЖД сегодня есть возможность варьировать тарифами за счет системы надбавок и скидок, учитывая интенсивность перевозок или колебания экспортных цен. Но, как известно, конъюнктура рынка – штука переменчивая, и пока мне совершенно непонятно, по каким критериям железнодорожная монополия будет устанавливать цены на свои услуги на несколько лет вперед.

    Например, ведомство г-на Артемьева предлагает минимальные индексы РЖД, применяемые к соответствующим тарифам, устанавливать на период до 10 лет. На практике это означает, что компания Х может вытянуть счастливый билет, получив от монополии скидку на целое десятилетие. Только это уже повод рассуждать о формировании условий не для долгосрочного регулирования.

    Некоторые из предложений ФАС вызвали разногласия не только у представителей бизнеса, но и у коллег из Минэкономики и Минтранса. Речь идет о регулировании ставки на предоставление вагонов для Федеральной грузовой компании (ФГК) ОАО РЖД. По информации «Ъ», «Минэкономики сочло это положение нецелесообразным, Минтранс также предложил исключить пункт, заявив, что «регулирование тарифов на грузоперевозки по железной дороге в регулируемом сегменте не должно быть увязано с тарифами в конкурентных дерегулированных сегментах».

    Петровецев Михаил

     

    Источник

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    9 + 9 =